Стр. 102 - Murychev-1

Упрощенная HTML-версия

Александр Мурычев. На перепутье
102
циями не отвечает масштабности проектов. При этом почти
все банки, участвующие в реализации национальных проек-
тов, – это крупные многофилиальные организации. Их сети
раскиданы по всей России.
Анализ существующего положения в сфере надзора можно
провести на примере госбанков. Их филиалы присутствуют
практически в каждом регионе и надзор за ними осуществля-
ет Главное территориальное управление Банка России, за го-
ловными офисами надзирает МГТТУ. При этом нет полной
и объективной оценки всей системы банков.
Было бы логично систематизировать контроль над банка-
ми, которые вовлекаются в национальные проекты и опери-
руют бюджетными ресурсами, поскольку именно они берут
на себя повышенные риски, не сравнимые, с государствен-
ной точки зрения, с рыночными рисками частных кредитных
организаций.
Эти повышенные риски обусловлены не только нашими
специфическими внутрироссийскими особенностями. Наш
банковский сектор сильно зависит от ситуации на мировом
финансовом рынке, что в очередной раз подтвердилось в ян-
варе. А в случае разных турбуленций на мировых рынках
и в российской экономике реакция этих банков может кос-
нуться всего рынка. Возьмем всего три банка: ВТБ, Сбербанк
и Газпромбанк. Они держат уже 40 процентов рынка по ак-
тивам, примерно столько же по капиталу и 60 процентов
по вкладам населения. То есть от любого их поведения зави-
сит большая часть рынка.
Необходимо усилить контроль за этими банками и рефор-
мировать надзорный блок. Мы в РСПП вышли с предложени-
ем к ЦБ сделать строго вертикальный надзор, при котором
в самом центральном аппарате необходимо создавать опе-
рационное управление. Надо вывести банки, участвующие
в реализации национальных проектов, из‑под территори-