Стр. 142 - Murychev-1

Упрощенная HTML-версия

Александр Мурычев. На перепутье
142
учреждения обеспечивают срочность, платность и возврат-
ность этих ресурсов и возвращают их государству. Поэтому
эти принципы должны существовать, просто здесь еще много
что нужно сделать. Но кредитные отношения все равно долж-
ны происходить через коммерческие банки, это очевидно.
Вопрос в наиболее правильном и эффективном инстру-
ментарии государственной поддержки банковской системы.
На мой взгляд, есть целый спектр разнообразных перспек-
тивных инструментов для решения этой задачи.
Первый из этих инструментов, по сути, мы уже испро-
бовали. Я имею в виду те оперативные меры по поддержке
банков, которые в 2008–2009 годах предпринимал Банк Рос-
сии. Это беззалоговое кредитование коммерческих банков,
это активное выделение средств по сделкам РЕПО, это сни-
жение требований по некоторым видам резервов. Эти меры
апробированы, они сработали. Вопрос лишь в одном: пере-
смотреть свой взгляд на цели их применения. Это были
ан­
тикризисные меры
, но кто сказал, что они не могут быть
мерами развития
?
Опыт посткризисного развития показывает необходи-
мость: сохранения инструментария, использованного Бан-
ком России для поддержания финансовой стабильности
в у­словиях кризиса; разработки набора инструментов (вклю-
чая мониторинг системной стабильности банков, государст­
венную политику в области системообразующих банков,
меры экстренного и постоянно действующего характера),
пригодного для использования на различных этапах эконо-
мического цикла (в условиях кризиса, стагнации, оживления
и подъема).
Беззалоговое кредитование коммерческих банков Цен-
тробанком целесообразно осуществлять в форме операций
по­стоянного действия, а не аукционных операций на откры-
том рынке. Банки должны иметь возможность получения