Стр. 15 - Murychev-1

Упрощенная HTML-версия

Уроки кризиса
15
Во-вторых, много спекуляций развернулось на тему: надо
использовать кризис для целей оздоровления банковской
системы и резкого сокращения действующих «малых кредит-
ных организаций», или, другими словами, для целей «консо-
лидации банковской системы». Да, понятно, что кризис вно-
сит серьезные изменения в структуру банковского сектора.
Но надо ли это делать через
неоказание фактической под­
держки
финансово устойчивым и перспективным банкам,
особенно – в регионах?
Посмотрите, кто кредитовал большую часть реального
сектора экономики в регионах и провинции. Как правило,
средние – региональные банки, обычно доля кредитного
портфеля в активе такого банка не менее 50 процентов, они
кредитуют прежде всего малые предприятия. Как правило,
этот уровень обслуживает градообразующие и даже регио-
нообразующие предприятия, имея десятки тысяч клиентов.
Парадокс: с одной стороны, принимаем пакеты документов,
связанные с поддержкой малого бизнеса, а с другой – не ви-
дим, что основными кредиторами этих предприятий являют-
ся региональные банки.
Сегодня чем дальше от Москвы и московских финансовых
п­отоков, тем ситуация тяжелее – и в финансах, и в реальном
секторе.
В-третьих, вертикальная структура антикризисной по-
мощи привела к тому, что значительная часть ликвидности
где‑то «наверху» и застряла. Констатация этого факта ста-
ла настолько общим местом, что не буду останавливаться
на нем подробно. Ясно одно: в дальнейшем при представле-
нии госресурсов для финансового и промышленного рынка
надо учесть опыт, с тем, чтобы эти ресурсы максимально то-
чечно расшивали тромбы в экономике. Во
всей
экономике.
А для этого необходимо иметь порядок предоставления этих
ресурсов, прозрачность доступа к ним, последовательность