Стр. 48 - Murychev-1

Упрощенная HTML-версия

Александр Мурычев. На перепутье
48
Власть отлично понимает, что без малого и среднего биз-
неса невозможно достижение одной из ключевых целей стра-
тегии развития России до 2020 года, а именно – увеличения
числа людей со средним достатком до 70 процентов от общей
численности населения. Средний достаток, как показывает
практика, и формирует как раз малый и средний бизнес.
Впрочем, проблемымалого и среднего бизнеса в основном
схожи с проблемами бизнеса вообще. Это налоговая нагрузка
(прежде всего – на фонд оплаты труда), тарифы естественных
монополистов, отсутствие финансовых ресурсов, админист-
ративные барьеры.
Опросы социологов показывают, что
главные страхи
вла-
дельцев небольших фирм связаны с бюрократией и финан-
совыми трудностями. Большинство опрошенных (92 процен-
та) предпочитают решать проблемы собственными силами,
не полагаясь на под­держку властей и банковские кредиты, –
за счет собственных накоплений или заимствований у дру-
зей и родственников.
Плюс свои, «эксклюзивные» проблемы малого бизнеса –
у­сложненная система бухгалтерского учета, дорогая аренда
помещений и т.д., и т.п.
При этом надо честно признать: крупные предприятия до-
статочно четко выстраивают свои взаимоотношения с влас-
тью. У них есть связи в разных структурах, они решают все
вопросы с помощью денег. Малый бизнес таким образом ре-
шать вопросы не способен и поэтому попадает под жесточай-
ший пресс всех контрольно-надзорных органов. Вот почему
выстраивание системыадминистративного управления в этой
сфере должно быть таким, чтобы государство не мешало.
Итог: хроническая дистрофичность малого бизнеса Рос-
сии. Для сравнения: вклад российского и зарубежного малого
бизнеса в создание национального валового продукта состав-
ляет, соответственно, около 10 и почти 60 процентов. Доля