Стр. 391 - Yan_Art_Razgovor-1

Упрощенная HTML-версия

Кирилл Парфенов
391
– Вы имеете в виду требования 115‑го закона?
– Не только. Это может быть самая примитивная «уголовка».
Мало ли в жизни какие случаи бывают. И если мы чувствуем,
что операции клиента сомнительны, – найдем повод, все что угод-
но, чтобы клиенту отказать. Но если клиент вменяем, то мы рабо-
таем с любым. Да, иногда клиента надо воспитывать, иногда ему
надо что‑то объяснять, иногда помогать надо клиенту. Это трудно
и требует терпения и времени. Но в принципе такой подход дает
прирост базы любому успешному малому или среднему банку.
– А всевозможные минусы «малышей», вроде отсутствия
офисной сети, банкоматной сети, интернет-банкинга?
– Ну, вот у нас, например, семь филиалов по стране и больше
десятка офисов в Москве. Да, мы считаем, что нам не хватает доп­
офисов. Правильнее даже сказать – точек обслуживания. Но тут надо
понять, что это за точки обслуживания и для чего они нужны. На-
пример, появляется крупный (по нашим меркам) клиент. Мы в биз-
нес-центре, где у него офис, открываем свою точку. И она обслужи-
вает на восемьдесят процентов нужды нашего клиента, на двадцать
процентов – что называется, клиентов «с улицы». Такой точечный
подход вполне решает проблему широкой офисной сети.
Теперь по поводу банкоматной сети… Карты малого или сред-
него банка обслуживает банкоматная сеть крупного банка-парт­
нера. В ней не взимаются комиссии по картам нашего банка. В ито-
ге, когда клиенту даешь список банкоматов, где он может какие‑то
деньги получить без комиссии, он вполне доволен. Клиенту без
разницы, какой лейбл будет на банкомате. Примерно схожую стра-
тегию выстраивают и многие другие малые и средние банки…
Конечно, есть нюансы. Как правило, они зависят от собствен-
ников. У нас не было каких‑то учредителей, которые требовали
немереных денег для себя и своих бизнесов. Не было каких‑то
запредельно крупных проектов, куда бы мы входили и которые
рухнули бы в кризис. В результате у нас кредитный риск оказался
распределенным.
Те банки, которые вошли в какие‑то долгие проекты или «кру-
тили на учредителя», – они чувствуют себя очень плохо. Перспек-
тив у них мало, а если и есть, то это очень дальние перспективы…
– Хорошо, а если, грубо говоря, завтра введут минимум
к­апитала в миллиард?