Стр. 595 - Yan_Art_Razgovor-1

Упрощенная HTML-версия

Сергей Черноморов
595
позволяет банкам, что называется, объединить усилия всех ради
успеха каждого. Поскольку мы – платежная система. Именно сис-
тема – только в области интернет-банкинга. Наша бизнес-модель
аналогична бизнес-модели VISA или Mastercard: каждый банк яв-
ляется эмитентом и эквайрером платежного сервиса. Просто вмес-
то карты эмитируется и эквайрится не карта, а другой платежный
инструмент: интернет-банкинг. Ведь некогда каждый банк тоже
создавал свою собственную, локальную карту, договаривался
с каким‑то количеством магазинов, ставил сколько‑то своих бан-
коматов и POS'ов и начинал дальше конкурировать – только кон-
курировать в области программирования, а не в области бизнеса.
Мне кажется, что такой же этап мы сейчас проходим с интернет-
банкингом. Что сделали СТБ, «Юнионкард», VISA и Mastercard?
Они предложили системное решение. Сказали: давайте все играть
в одну игру. Чтобы карты были унифицированы. Чтобы все мага-
зины были доступны для оплаты картами клиентов любого банка.
Чтобы банкоматы всех банков принимали карты всех банков.
Понятно, что для розничного клиента это было принципи-
ально новое предложение, и он начал откликаться. Сегодня уже
в голову никому не придет создавать свою отдельную карточную
систему и выходить на рынок с предложением локального платеж-
ного сервиса. Победила модель системного платежного сервиса.
Мы идем на рынок с абсолютно аналогичной моделью. Только
в нашем случае вместо унифицированной карты – унифициро-
ванный сервис интернет-банкинга.
– С точки зрения банков, основной плюс вашей системы
лежит в области удобства сервиса или в области цены?
– Есть плюсыи сервиса, ицены, есть и другие плюсы, но, с моей
точки зрения, основной плюс нашей системы для банков лежит
в области маркетинга. Простой пример. Не секрет, что восемьде-
сят процентов карт, которые выпущены в стране, – зарплатные
карты. У людей, связанных между собой (супруги, дети и роди-
тели, друзья, родственники), карты зачастую открыты в разных
банках – тех, где держат счета их работодатели. Сегодня Интернет
приходит в каждый дом и на каждое рабочее место. Простейшие
вещи про Интернет все знают: как включить Explorer, как найти
что‑нибудь в «Яндексе» и т.п. Но перед новыми сервисами сущест-
вует естественный психологический барьер. Когда покупаешь но-