Стр. 17 - Razgovor-2

Упрощенная HTML-версия

Артур Александрович
17
такое утверждение, что «плохие долги» могут достичь 38 про‑
центов в активах банков. Да еще если все это воспринимать
с учетом особенностей национальной статистики…
– Вот это верно. По нынешней статистике определить реаль-
нуюситуациюневозможно. Российские стандартыбухгалтерского
учета не позволяют правильно понять, что происходит. Да и банки
сами не заинтересованы показывать реальную ситуацию. То, что
мы видим в статистике, – цифры нереальные.
– А вы можете все же выстроить какую‑то их корреляцию
с реальными цифрами?
– Давайте возьмем элементарный пример. Физическое лицо
берет кредит в 25 тысяч долларов, допустим, на два года и платит
каждый месяц, допустим, 1,5 тысячи долларов. Получается 24 пор-
ции по 1,2 тысячи. Теперь, допустим, этот человек с самого начала
ни разу не платил и пропустил уже три платежа. И что же выходит
по российским стандартам? Выходит просрочка на сумму 3,6 ты-
сячи долларов. Именно они попали в статистику, и мы автомати-
чески считаем именно их «плохим долгом». Но ведь на самом‑то
деле ясно, что в такой ситуации весь кредит на сумму 25 тысяч
долларов – «плохой долг». Мы с вами понимаем, что если заемщик
ни разу не заплатил, то едва ли «вдруг» начнет исправно платить.
Так вот, по международным стандартам в разряд «плохих долгов»
попали бы все 25 тысяч.
– Значит, если на физлицах, например, числится 182 мил‑
лиарда рублей просрочки, то можно говорить примерно этак
о 500 миллиардах рублей реально «плохих долгов»? А корпо‑
ративная просрочка тянет и на полтора-два триллиона?
– Если грубо, то дела обстоят примерно так.
– ОК, теперь, если взять с точки зрения вашего бизнеса,
такая ситуация делает его прямо‑таки самым горячим. На‑
сколько объемы сбора долгов возросли?
– Здесь вопрос неоднозначный. Кредитные долги, которые мы
получаем в работу, можно условно разделить на две части. Пер-
вая – это «свежая» просрочка, когда клиент взял кредит и не стал
по нему платить или что‑то перепутал и т.п. Вторая – «старая» про-
срочка, которая возникает, когда у клиента все дела пошли плохо.
Например, он взял кредит, исправно платил первый год, а на вто-
ром-третьем году начинаются какие‑то реальные проблемы.